Содержание:
Собаки, похожие на нынешних чау-чау, жили на территории Северного Китая и Монголии ещё 4 тыс.лет назад. Их разводили преимущественно маньчжурские племена и использовали в качестве сторожевых, а в зимнее время и как ездовых собак.
История породы
В Китае чау-чау появились при дворе императорской династии Тан (618-907). Эта династия была основана императором Ли Юанем, выходцем из северных приграничных районов и представителем степного народа табгач. Он и ввёл моду на больших и сильных собак, распространённых среди степных кочевников.
Китайцы называли чау-чау «лохматой собакой-львом» (кит. 松狮犬 sōngshīquǎn), а также медвежьей или волчьей собакой или просто «синий язык». Львов и медведей в её родословной нет, а вот гены китайского волка действительно обнаружены.
После падения династии Тан эта порода элитной не считалась и разводилась ради меха и мяса. До XIX века она использовалась также для собачьих боёв. Именно как бойцовая порода она попала во второй половине XIX века в Англию и благодаря кропотливой работе местных селекционеров приобрела нынешний вид и своё название.
Чау-чау на пиджин-инглише (смесь английского, китайского, португальского и малайского языков) просто обозначает лакомство. В то время в Кантоне было много ресторанов, в которых самыми изысканными блюдами считались блюда из собак и кошек.
Английский клуб собаководства Kennel Club c 1887 года официально занялся разведением этой породы. Одного щенка подарили королеве Виктории, которая была от него просто без ума и долгое время с ним вообще не расставалась. Подданные Ее Величества решили ей подражать, поэтому спрос на щенков чау-чау сильно возрос буквально за считанные месяцы.
Живых собачек всем желающим не хватало, поэтому предприниматели наладили производство плюшевых зверюшек. Так на свет появился знаменитый плюшевый медвежонок Тедди, названный американцами в честь своего президента Теодора Рузвельта.
В начале ХХ века чау-чау завезли из Англии в США, где они сразу стали символом жизненного успеха и богатства. Американский Kennel Club в 1903 году также занялся разведением этой породы, установив собственные стандарты. Впрочем, пушистых псов держали не только для престижа.
Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд использовал своего пса по кличке Йо-Фи для лечения психопатов. Он обратил внимание на то, что истерические личности быстро успокаивались в присутствии чау-чау, поэтому приём клиентов они осуществляли вдвоём.
Мудрый и спокойный Йо-Фи мирно и тихо лежал на коврике, а жуликоватый Зигмунд получал солидные гонорары от доверчивых пациентов, чувствовавших облегчение после его сеансов. Скромный пес за свою деятельность целителя награждался аппетитной косточкой и куском мяса, зато его владелец приобрёл мировую известность как великий лекарь и создатель откровенной галиматьи под названием психоанализ.
Характер чау-чау
Чау-чау подходит не каждому. Эта собака видит в человеке равного себе, поэтому не любит в отношении себя слишком фамильярного отношения. По этой причине к ней необходим свой индивидуальный подход и специальная методика дрессировки.
Собака плохо выполняет привычные для других пород команды не в силу своего низкого умственного развития, а просто считает их бессмысленными. Членов семьи своего владельца она рассматривает как членов своей стаи. Самого же хозяина выбирает сам чау-чау по известным только ему одному критериям.
Будучи очень свободолюбивым, он не любит подчиняться, а предпочитает, наоборот, командовать другими. У него очень развит пищевой рефлекс, поэтому отобрать лакомство у большинства представителей этой породы лучше даже не пытаться.
Свои эмоции чау-чау выражает сдержанно. Он не будет вилять хвостиком перед хозяином и прыгать перед ним на задних лапках, как обычная дворняжка. Он знает себе цену, поэтому радость, как истинный немногословный джентльмен, выражает обычно лишь негромким бурчанием. В то же время этот пёс очень чутко реагирует на настроение окружающих людей и может даже выражать им сочувствие и поддержку в трудную минуту.
При внешней отрешённости от окружающего мира чау-чау постоянно следит за всеми домочадцами. В них он видит прежде всего глупых и неразумных детей, поэтому бывает спокоен и счастлив только тогда, когда все они находятся в поле его зрения.
В отличие от многих других крупных собак ему не нужны длительные и продолжительные прогулки на свежем воздухе. Достаточно немного погулять с ним утром и вечером. На прогулке он ведёт себя очень аккуратно и старается не испачкаться, однако его ещё щенком надо приучать мыть лапы, придя домой. Подросшего чау-чау приучить к этой процедуре будет очень тяжело.
К чужим людям он относится крайне недоверчиво, зато домашних животных считает своими друзьями и будет защищать в минуту опасности. Отношение к маленьким детям в принципе доброжелательное, но с особо «одарёнными дьяволятами» может повестись очень сурово, припугнув рычанием и отлупив сильными лапами.