После 60 лет уверенности в том, что олень-вампир Moschus cupreus окончательно вымер, несколько экземпляров были замечены в лесистых горах северо-восточного Афганистана.
Ранее олень-вампир, также известный как кашмирский мускусный олень, населял обширные территории Индии, Пакистана и Афганистана. Из-за бесконтрольной охоты его популяция была истреблена, последние фото живой особи датируются 1948 годом.
Детеныш кашмирского мускусного оленя. Новые фото опубликовал журнал ORYX, специализирующийся на охране редких видов животных. Сразу после публикации снимков кашмирский мускусный олень был переведен из разряда «вымершие» в «находящиеся под угрозой исчезновения» в Международной Красной книге IUCN Red List.
Небольшая сохранившаяся популяция по-прежнему страдает от браконьерства, ограниченного ареала проживания и захвата их территорий человеком. Особенно ощутимый вред наносит незаконная охота, ведь мускусный секрет оленей-вампиров высоко ценится в медицине и косметологии. За один килограмм мускуса на международном рынке можно получить до $45 тыс.
Обнаружившая сохранившихся животных команда натуралистов из Wildlife Conservation Society (WCS) зафиксировала 5 встреч. Среди них были 3 одиноких самца, самка с детенышем, и одинокая самка.
Все эти олени обитают в ограниченной лесистой области с отвесными скальными склонами, перемежающимися с полянами альпийского типа и густыми зарослями можжевельника и рододендрона.
Самец оленя-вампира. Ученые отметили чрезвычайную осторожность и скрытность животных, что вероятно и позволило им спастись от браконьеров. Природоохранная организация Wildlife Conservation Society взяла на себя работу по обеспечению защиты вновь обнаруженного вида, разрабатывая целевую программу помощи оленям вампирам.
Основные усилия будут направлены на работу с местным населением. Петер Цалер, заместитель директора азиатского отделения WCS утверждает, что для спасения кашмирского мускусного оленя важно донести его ценность как отличительной особенности Афганистана.
В перспективе олень-вампир может стать такой же визитной карточкой этой страны, как снежный барс для Тибета и панда для Китая. Именно поэтому усилия по его сохранению принимаются уже сейчас.